Главная » Архив новостей 2020 » Выставка "Высшие художественно-технические мастерские 100. Школа авангарда"
Выставка "Высшие художественно-технические мастерские 100. Школа авангарда"
В этом году исполнилось сто лет со дня основания ВХУТЕМАС (Высших художественно-технических мастерских) — одного из самых влиятельных учебных заведений в сфере художественного и дизайнерского образования. Сегодня многие архитекторы и дизайнеры цитируют Родченко, Малевича, Лисицкого, Кандинского, Мельникова и других знаковых фигур ВХУТЕМАСа. Влияние идей, родившихся в стенах этого учебного заведения, заметно в архитектуре современных мегаполисов. После революционных потрясений 1917 года жизнь в России кардинально изменилась. Реформы коснулись и сферы образования, в том числе, художественного, где на смену классическим учебным заведениям пришли, так называемые, СГХМ, то есть Свободные Государственные Художественные мастерские. Обучение строилось на том, что известные скульпторы, художники и мастера других творческих профессий в свободной форме делились своим опытом с обучающимися. Для поступления в СГХМ требовалось только желание учиться — никаких экзаменов предусмотрено не было, при этом принимались даже те, у кого не было начального образования. Главной предпосылкой к созданию ВХУТЕМАС стало осознание факта, что в XX веке мир стал стремительно меняться, и новому миру была необходима совершенно новая эстетика. Упор был сделан на экономичность конструктивных решений, рациональное использование материалов и пространства, проектирование многофункциональных и мобильных изделий. Также принципиально отвергалось поверхностное украшательство. Многие из этих постулатов до сих пор являются канонами архитектуры и дизайна. Успехи Высших художественно-технических мастерских стали возможными во многом благодаря сильнейшему преподавательскому составу. В разное время студенты могли учиться здесь у скульпторов Веры Мухиной и Алексея Бабичева, архитекторов Моисея Гинзбурга и Николая Докучаева, художников и графиков Петра Митурича и Василия Кандинского, первопроходцев в дизайне Эль Лисицкого и Александра Родченко. Педагоги представляли разные идеологические и творческие течения, но были едины в главном — они учили студентов не копировать реальность, а анализировать её, и на этой основе создавать новое.
Художественных факультетов во ВХУТЕМАСе было всего три: архитектурный, скульптурный и живописный. И их история показывает, что далеко не все преподаватели мастерских были приверженцами радикально новых взглядов. У преподавателей традиционного направления находилось немало последователей среди студентов. Особенно ярко борьба идей выражалась на архитектурном факультете. С самого начала здесь было два отделения: академическое и связанное с поиском нового архитектурного языка. До 1924 года главенствовало первое, а после — второе. По сути, ВХУТЕМАС был лабораторией, где проверялись и реализовывались теоретические идеи авангарда. Так как ВХУТЕМАС был, в первую очередь, авангардным учебным заведением, то в его стенах часто рождались нестандартные и даже утопические архитектурные проекты. Наверное, самый известный из них это «Летающий город», ставший дипломным проектом Георгия Крутикова. Архитектор считал, что в скором времени люди смогут строить в космосе с такой же легкостью, как и на Земле. Поэтому он разработал проект домов-коммун, которые будут находиться в воздухе, в то время как на Земле останутся лишь производственные предприятия и природные заповедники. Сегодня методики ВХУТЕМАСа лежат в основе обучения многих современных художественных ВУЗов. Значительная часть материалов хранится в музее ВХУТЕМАСа, находящемся в одном из корпусов Московского архитектурного института. В данный момент доступна онлайн-экскурсия по выставке.
С 17 ноября 2020 года и до 26 января 2021 года Музей Москвы в режиме онлайн запускает параллельную программу к выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». В программе: презентации книг и альбомов, встречи с исследователями авангарда и искусствоведами, лекции о влиянии ВХУТЕМАСа на современную архитектуру и дизайн, а также воркшопы по иллюстрации и каллиграфии.