9 февраля 2023 года исполняется 100 лет гражданской авиации России. С древних времен человека манило небо. Существует множество мифов, легенд и сказаний о попытках покорения воздушного пространства. Наверное, самый известный из них – миф об искусном ваятеле Дедале и его непослушном сыне Икаре, чьи крылья, скрепленные воском, были растоплены Солнцем.
1923
9 февраля Совет труда и обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Эта дата стала считаться днем рождения гражданской авиации СССР. В том же году образовалось первое авиатранспортное предприятие СССР. Общество с акционерным капиталом «Добролет» – Российское общество добровольного воздушного флота.
1924
Начинаются испытания первого металлического самолета конструкции Андрея Туполева АНТ-2. Это первый русский цельнометаллический самолет. Его планер и гофрированная обшивка была сделана целиком из кольчугалюминия.
Кольчугалюминий – алюминиевый сплав, дюралюминий с добавкой 0,5% никеля и иным содержанием меди и марганца. Первые образцы кольчугалюминия были получены в 1922 году в городе Кольчугино Владимирской области, по имени которого и был назван сплав.
1925
Авиаконструктор Николай Поликарпов построил пятиместный самолет ПМ-1. Он совершал перелеты на линии Москва-Берлин.
1928
В Берлине на международной авиационной выставке впервые представлены российские самолеты АНТ-3, У-2, К-4.
У-2 (По-2) — Один из самых массовых самолетов в мире, получивший в простонародье название «Кукурузник». Выпускался он серийно вплоть до 1953 года, всего было построено 33 000 машин. Переименован в По-2 в честь его создателя в 1944 году после смерти Николая Поликарпова.
1929
Завершились испытания первого многоместного пассажирского самолета АНТ-9 конструкции Андрея Туполева.
1931
В Москве на центральном аэродроме им. М.В.Фрунзе на Ходынском поле открыт первый в стране аэровокзал.
1932
В СССР создается Главное управление гражданского воздушного флота «Аэрофлот». В это же время вблизи Ленинграда открывается аэродром «Шоссейная», впоследствии аэровокзал получит название «Пулково» и станет базовым аэропортом авиакомпании «Россия».
1934
7 мая был создан самостоятельный отряд для управления и руководства воздушной линией Ленинград-Москва, на базе которого в дальнейшем сформировалась авиакомпания «Россия».
1939
День начала работы Эльзы Городецкой – первой стюардессы в истории российской авиации. Бортпроводник обслужила пассажиров рейса Москва – Ашхабад, выполненного 21-местным воздушным судном ПС-84. Данный рейс длился 13 часов и проходил с двумя посадками. В течение двух месяцев 20-летняя москвичка была единственной стюардессой в стране. При этом ей самостоятельно приходилось обеспечивать закупку и доставку на борт продуктов и посуды.
1940
Построено 150 аэропортов, протяженность воздушных линий России достигла 150 000 километров.
1941
Открылся аэропорт Внуково имени А.Н. Туполева.
1947
Свой первый пассажирский полет совершил Ил-12, спроектированный по конструкции Сергея Ильюшина. Ил-12 цельнометаллический двухмоторный низкоплан традиционной компоновки с поршневыми двигателями и трехопорным шасси с носовым колесом.
1937
7 мая был создан самостоятельный отряд для управления и руководства воздушной линией Ленинград-Москва, на базе которого в дальнейшем сформировалась авиакомпания «Россия».
1948
Начало эксплуатации многоцелевого самолета Ан-2, созданного в конструкторском бюро Олега Антонова. Ан-2 универсальный легкий самолет который, как и У-2 (По-2) тоже получил народное имя «Кукурузник», а также «Аннушка». Взлет и посадка на неподготовленных полосах, перевозка небольших грузов, работа в сельском хозяйстве, освоение Крайнего Севера, доставка пассажиров и грузов на территории Сибири, Дальнего Востока, — все это стало доступным благодаря этому самолету.
1956
Зарождение эры реактивной техники в истории гражданской авиации. В сентябре открыты первые регулярные пассажирские полеты на самолете Ту-104 конструкции Андрея Туполева по маршруту Москва — Иркутск. Советские самолетостроители совершили революцию в гражданском флоте – первыми в мире разработали реактивный лайнер Ту-104. Самолет оборудовался радиолокаторами и работал на керосине.
1960
Был открыт международный аэропорт Шереметьево.
1968
Состоялся первый полет самого массового самолета отечественного производства Ту-154. Отечественный трехдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер с высотой полета 11-12 километров для авиалиний средней протяженности, рассчитанный на перевозку 152—180 пассажиров был разработан в 1960-х годах в СССР в ОКБ Туполева.
1970
Гражданская авиация СССР вступает в ИКАО – Международную организацию гражданской авиации на правах полноправного члена этой авторитетной международной организации.
1975
Состоялся первый полет Як-42 разработанный в ОКБ Яковлева. Як-42 — среднемагистральный трехдвигательный пассажирский самолет, который пришел на смену технически устаревшего Ту-134. Як-42 стал первым советским пассажирским самолетом, оснащенным турбовентиляторными двигателями с высокой степенью двухконтурности.
1976
Состоялся первый испытательный полет самого массового советского пассажирского широкофюзеляжного самолета Ил-86, созданного ОКБ Ильюшина.
1977
Начало эксплуатации первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Первый рейс под номером №499 этот авиалайнер выполнил по маршруту Домодедово — Алма-Ата. Расстояние в 3260 км, разделявших Москву и Алма-Ату, лайнер преодолевал за полтора часа на высоте 16 тысяч метров со средней скоростью 2200 км/час. Всем, кто летал на Ту-144, ставили штамп в паспорте: «летал на Ту-144».
1985
Ан-124, разработанный в ОКБ Антонова вернул СССР лидерство в тяжелой транспортной авиации, лишив американский Lockheed C-5 Galaxy титула самого большого самолета в мире.
1988
В аэропорту Шереметьево открылся первый в СССР магазин беспошлинной торговли Duty Free.
1991
После распада СССР начался новый период в истории гражданской авиации – переход к рыночным отношениям. Началось развитие конкуренции стали образовываться новые авиакомпании.
1992
В России начинают эксплуатацию иностранных самолетов - Аirbus A310 и Boeing 767.
1993
Вышел на линию первый отечественный дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет – Ил-96-300, рассчитанный на 300 пассажиров. Был выполнен первый регулярный рейс с пассажирами по маршруту Москва – Нью-Йорк В историю мировой гражданской авиации он вошел как самый безопасный пассажирский самолет.
2004
Образовано Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация».
2006
9 октября была сформирована «Государственная транспортная компания «Россия» на базе ФГУАП «Пулково», правопреемником которой стала авиакомпания «Россия». ГТК «Россия» преобразована в Открытое акционерное общество, а в дальнейшем в течение этого же года стала частью Группы Аэрофлот.
2011
Авиакомпании страны начали приобретать «Сухой Суперджет-100». Первый самолет, который был разработан в России после распада СССР.
Superjet 100 — российский ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность 3050 или 4600 км. Разработан компанией «Гражданские самолеты Сухого» (с 17 февраля 2020 года является филиалом ПАО «Корпорация Иркут» — «Гражданские самолеты»).
2020
Состоялся первый полет перспективного среднемагистрального самолета МС-21, оснащенного двигателями российского производства ПД-14. МС-21 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет. Программа семейства ближне-среднемагистральных самолетов МС-21 разрабатывается корпорацией «Иркут» совместно с входящим в ее состав ОКБ Яковлева.
2022
По состоянию на декабрь 2022 в парке самолетов авиакомпании «Россия» насчитывается 74 самолета Superjet 100 – это самый большой парк самолетов отечественного производства в стране.
Таким образом, развитие авиации в России имеет богатую историю, открывая путь грандиозным перспективам.
Источник: Федеральное агенство воздушного транспорта