Корректировка программы развития профессионального образования стала темой недавнего педсовета, который прошел в образовательном центре ПНТЗ. На серьезные изменения в структуре подготовки кадров нацелил педагогов руководитель проектов ЧТПЗ Валентин Иреклеевич Тазетдинов, который назвал конечной целью – изменение кадровой ситуации на ПНТЗ и в целом в группе ЧТПЗ. Самое важное сегодня – система набора абитуриентов 2013 год, «чтобы на технические специальности поступили те, кто действительно нужен, а не те, кто попался».
По словам В. Тазетдинова, производственники имеют смутное представление о том, сколько человек необходимо ежегодно принимать на завод, в том числе, выпускников колледжа. Но есть показатели, на которые можно ориентироваться: ежегодно с завода увольняется в среднем 250 пенсионеров по базовым специальностям.
Тазетдинов: Это нижняя граница. Меньше нельзя. Больше – то ли нужно, то ли нет, это тоже нужно понять, потому что готовить специалистов в никуда – тоже не лучший вариант. А те, кто начнет учиться в ПМК в будущем году, вообще за горизонтом расчета.
Основной докладчик, и. о. заместителя начальника образовательного центра Николай Викторович Десятов, рассказал о посещении образовательных центров двух немецких компаний – партнеров с целью: посмотреть систему подготовки рабочих кадров в Германии.
Десятов: Мы приобрели колоссальный опыт и вернулись несколько ошарашенными, поскольку поняли, насколько наша система подготовки кадров отстает от той, что мы увидели, и направлена она не туда, куда нужно.
Главные идеи – максимально тесная интеграция с производством, дуальная система, максимум практики, ориентированность на результат, 100-процентные затраты компании на подготовку специалистов. Стратегия продумывается на 5 -10 лет вперед. Принимая студентов на обучение, компания четко понимает, на какие рабочие места придут выпускники.
Профессиональная ориентация организована с детского сада. Заявки от школьников собирают за год. На этапе отбора школьников проводится тестирование. Четко работает система отбора абитуриентов.
Студентам в образовательных центрах доверяют производство товарной продукции, которая продается потребителям. А это накладывает особую ответственность за качество. Общеобразовательным дисциплинам отводится всего один день в неделю, остальное время – практические занятия. Студенты получают достаточно высокую стипендию (750 - 1200 € в месяц), которую выплачивает компания. Это примерно половина зарплаты квалифицированного рабочего.
При приеме на работу приветствуются специалисты, получившие рабочую специальность, а затем компания оплачивает обучение в ВУЗах наиболее способных работников. Выпускник ВУЗа, не поработавший на предприятии или не получивший профессию в образовательном центре, компании не нужен.
По мнению Н. Десятова, немецкая система подготовки кадров продумана, гармонична и зависит от нужд компаний.
В итоге поездки родились предложения, которые с интересом выслушали педагоги. В их числе:
- Осуществить по новой системе следующий набор студентов, пересмотреть его структуру и учебный процесс;
- Определиться с необходимым для производства количеством обучающихся по конкретным специальностям, ввести систему формирования заказов на подготовку новых кадров и на переподготовку существующих;
- Сделать упор на физическую подготовку, культурное развитие, самоуправление, службу в армии;
- В течение трех – пяти лет в компании планируется перейти на прием сотрудников, включая инженерные должности, только после прохождения обучения в образовательном центре.
- Отдельно выделить академическое обучение (за счет государства) и подготовку кадров (за счет компании)
- В процессе обучения осваивать несколько специальностей
- Ориентировать подготовку каждого студента на конкретное рабочее место
- Максимум времени отводить практике, проводить занятия на рабочем месте.
- Разрабатывать и внедрять систему профессионального роста для каждого выпускника
Тазетдинов: У нас нет задачи - все сломать до основания, а затем... Мы должны максимально использовать то, что есть. И другого пути у нас нет. Людей надо готовить для реальной жизни, а не для каких-то воздушных замков, чтобы они были востребованы, чтобы понимали, что они изучают, зачем они учатся и что дальше будут с этим делать.
Педагоги активно обсуждали насущную тему, которая именно с их участием будет претворяться в жизнь.